Душа невидима, непостижима и неизменна.
Она - нерождена, вездесущая,
неразрушима и вечна
III. М И К Р О К О С М
Душа - крошечная частица энергии,
неотъемлемая часть Господа.
Душа обладает индивидуальностью,
и состоит
из вечности, знания и блаженства
Бхагавад - Гита, с. 823
Дата обновления: 2023-11-29 Автор:к.т.н. с.н.с. Виктор Владимирович Башков
3.1.2. Атрибуты Души
В Шримад Бхагаватам перечисляются /44/ следующие 12 качеств, которыми обладает каждая душа - как индивидуальная, так и Сверхдуша:
1. Нитйах - вечность (душа никогда не рождается и не умирает).
2. Авйайах - неиссякаемость (душа никогда не истощается. Из нее всегда исходит энергия сознания).
3. Шуддхах - чистота. В саму душу никогда не проникает материальная скверна. Однако сознание индивидуальной души, соприкасаясь с материей, может оскверняться или окрашиваться ею. При этом, cознание Сверхдуши или Абсолютной Личности всегда чисто.
4. Эках - уникальность (каждая душа индивидуальна и неповторима, т.е. отлична от других душ).
5. Кшетра-гьях - знание тела (душа сознает это материальное тело и потому отлична от него).
6. Ашрайах - основа тела (материальное тело не может существовать без духовной души).
7. Авикрийах - неподверженность переменам. Душа не подвержена изменениям, которые происходят с телом. В зависимости от времен года цветы и плоды, растущие на дереве, проходят через шесть стадий развития: рождение, существование, рост, преобразование, увядание и смерть, однако само дерево при этом остается прежним. Подобным образом душа (атма) независима от перемен, происходящих с материальным телом.
8. Свадрик - самоочевидность присутствия в теле. Душа само освещаемая или лучезарная. Не нужно прилагать усилий, чтобы выявить присутствие души; это выявляется само по себе (если, конечно, разум не осквернен абсурдизмом).
9. Хетух - причина всех причин. Чтобы понять этот пункт, нужно вспомнить, что все эти качества присущи равным образом как индивидуальным душам, так и Сверхдуше. Будучи частицей или крошечным подобием Бога, живое существо обладает теми же качествами, что и Верховный Господь. В качественном отношении оно едино с Господом, подобно тому как капля морской воды едина по химическому составу с самим морем.
10. Вйапаках - всепроникновение в границах тела посредством сознания (душа проникает во все части тела посредством сознания).
11. Асанги - независимость от тела (душа способна переходить из одного тела в другое).
12. Анавритах - непокрытость (душа не покрывается материальной скверной; см. пункт 3).
Таковы основные качества души. Все они описаны в Бхагавад-Гите /12, 2.11-30/.
Кроме этого Бхагавад-Гита описывает и некоторые другие качества, например:
" ачинтья " - непостижимость. Душа непостижима для материального ума, т.к. она непроявлена (авйакта - еще одно качество) для материальных чувств. Сверхдуша (адхокшаджа) еще более непостижима для материального ума и чувств;
" сарва-гата " - всепроникновение. Всепроникновение бесконечно малых индивидуальных душ состоит в том, что они существуют повсюду, на всех планетах вселенной, во всех формах жизни. Всепроникновение Сверхдуши заключается в том, что Верховный Господь пронизывает Своим сознанием все.
Как утверждают Веды, атрибутами ндивидуальной души являются интеллект, ум и сознание /14, с. 232/.
Тогда как истинной природой живого существа является сознание души, которое всегда остается с ним и, в отличие от материального тела, является вечным /13, с. 262/.
Об этом говорит и Сам Господь: «Но существует другая непроявленная природа, которая вечна и находится выше этой проявленной и непроявленной материй. Это высшая природа никогда не уничтожается. Когда все в мире уничтожается, эта часть остается неизменной» /12, с. 418/.
Все дело в том, что живое существо в своем первозданном состоянии есть чистый дух, который подобен атомной частице Высшего Духа /12, c. 813/.
Но когда сущность, отягченная собственным эгосом, затмевает свой дух плотными покрывалами Майи, то она, в человеческом понимании, обретает свою личность– как мы привыкли ее понимать /4, с. 42/.
То есть, когда, по своей природе человек, будучи духовной частицей, входит в соприкосновение с материальными элементами, то его покрывают телесные оболочки, состоящие из восьми материальных элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, интеллекта и ложного эго. В результате духовные души становятся обладателями различных материальных тел и, забывая о своей истинной природе, начинают отождествлять себя с телом. В этом и проявляется наше невежество, а поскольку сознание неразрывно связано с душой, то пока человек не обретет духовное знание, то он будет вести животное существование и продолжит свое скитание по Вселенной в различных телах – как в машинах /13, с. 167, 263/.
Поэтому всегда следует помнить, что Началом всех начал является духовное Начало – Мировая Сверхдуша, а мы являемся лишь – маленькой искоркой - частицей, обусловлено отделившейся от Нее. Дух же, в отличие от материи, нельзя разделить на части и сколько существует Высший Дух, столько существует и Его частица. /13, с. 167/.
Высший Дух беспределен, а живое существо – индивидуальная душа, ничтожно мало, хотя качественно она неотлична от Высшего Духа. Поэтому самоосознание подразумевает постижение природы своего “я“, которое не является материальным телом, ибо “я“ – есть дух /13, с. 168/.
А мы – всего лишь крошечные искорки изначального Огня /13, с. 174/.